Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. душитель» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

Это жестокое чудовище из греческой легенды загадывало загадку всем, кто пытался пройти мимо него. Если ответ был неправильным, Сфинкс убивал и съедал путника. Сфинкс был ужасным существом с головой женщины, крыльями орла, телом льва и змеёй вместо хвоста. Его боялись и остерегались все жители греческого города Фивы. Их спас герой Эдип, который пошел прямо к логову чудовища на вершину горы Фикион и потребовал, чтобы Сфинкс загадал ему загадку. К полному изумлению Сфинкса, Эдип ответил уверенно и правильно: «Человек». Взбешённый Сфинкс бросился со скалы и упал на дно ущелья, где и разбился насмерть о камни.

Высоко на горе Фикион сидел Сфинкс, охраняя узкую тропинку. Никто не мог пройти мимо него, пока не разгадает загадку. Сфинкс узнал эту загадку от муз, богинь - покровительниц искусств. Сфинкс был уверен, что ни один смертный не сможет её разгадать. Многие смельчаки пытались это сделать: теперь их кости валяются на камнях вокруг его логова. И вот приблизился ещё один отважный путешественник и дерзко выкрикнул: «Загадай мне загадку, могущественный Сфинкс!» Не отрывая от него своего сурового и пристального взгляда, чудовище облизнуло губы и произнесло тягучим голосом: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх, и чем больше ног, тем он слабее?» Дрожа от страха, человек предположил: «Кузнечик?» - «Неправильно!» - взвизгнул Сфинкс, не успел человек пошевелиться, как Сфинкс пригвоздил его к земле и вонзил зубы ему в горло.

Мифология[править | править код]

Внешность[править | править код]

Голова[править | править код]

У Сфинкса голова женщины; в оскаленной пасти видны грязно-жёлтые клыки, которыми он разрывает на части тело жертвы.

Тело[править | править код]

В некоторых мифах говорится, что у Сфинкса тело громадной собаки, но чаще всего его изображают как чудовище с телом могучего льва. Под шкурой перекатываются упругие мышцы зверя, питающегося свежим человеческим мясом.

Передние лапы[править | править код]

Сфинкс придерживал жертву громадными когтистыми лапами и одним мощным сжатием челюстей перекусывал ей горло.

Когти[править | править код]

Сфинкс прижимал жертву к земле и раздирал на ней кожу невероятно длинными и острыми когтями.

Задние лапы[править | править код]

Если путник давал неправильный ответ на загадку, Сфинкс прыгал на него, оттолкнувшись от земли мускулистыми лапами, не оставляя жертве никаких шансов на спасение.

Хвост[править | править код]

У Сфинкса вместо хвоста - ядовитая змея. Одного её укуса достаточно, чтобы самый сильный и бесстрашный воин упал замертво.

Крылья[править | править код]

Громадные крылья поднимали Сфинкса на вершины гор, откуда он оглядывал окрестности, выискивая себе жертву.

Обитание[править | править код]

Сфинкс - персонаж не только греческой мифологии, но и других древних народов Средиземноморья. По греческой легенде, Сфинкс жил на горе Фикион около города Фивы.

Появление[править | править код]

Интересные факты[править | править код]

  • Статуя египетского Сфинкса, охранявшего гробницы фараонов в Гизе, высечена из камня более 4000 лет назад. За это время голова была сильно повреждена эрозией, утеряны фрагменты бороды и носа. Кроме того, солдаты французского императора Наполеона Бонапарта (1769-1821) использовали изваяние в качестве мишени, упражняясь в стрельбе.

Галерея[править | править код]